МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 5"
Город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ  - Югра
  • Инженерно-техническое направление


    ФТИМ - Формирование Технического Инженерного Мышления


    Нормативно-правовая база

    Федеральный уровень

    • План мероприятий по развитию инженерного образования скачать
    • Распоряжение Минобрнауки России N 178-р, Минпросвещения России N Р-92 от 26.04.2023 "Об утверждении плана мероприятий по развитию инженерного образования" скачать
    • Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования (методические ркомендации) скачать
    • Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 скачать
    • Концепция развития математического образования в Российской Федерации скачать

    Региональный уровень

    • План мероприятий по развитию инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2023-2024 годы скачать

    Муниципальный уровень

    • План мероприятий по развитию инженерного образования в городе Югорске на 2024-2025 годы скачать

    Школьный уровень

    • Приказ от 03.06.2024 № 77-у "О создании инженерного класса" скачать
    • Протокол заседания комиссии по осуществлению индивидуального отбора обучающихся для обучения в инженерном классе от 31.05.2024 № 1 скачать 
    • Приказ от 06.05.2024 №140-о "О создании комиссии по приему учащихся 7 класса в инженерный класс на параллели 8 классов" скачать
    • Приказ от 17.04.2024 № 120-о "Об утверждении Дорожной карты по реализации образовательного проекта "Инженерный класс" скачать
    • Приказ от 15.04.2024 № 115-о "Об утверждении Положения об инженерном классе" скачать

    Проект «ФТИМ – формирование технического инженерного мышления
    в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"»


    В настоящее время в мире происходит четвертая технологическая революция: стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни.

    Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере. Актуальность темы повышения престижа профессии инженера и формирования познавательного интереса к ней сегодня в науке и практике активно обсуждается. Государственная политика задает вектор развития. Важными задачами системы образования являются: возрождение престижа инженерных профессий и поддержание устойчивого интереса современных школьников к инженерному делу.

    В целях повышения качества естественно-научного и физико-математического образования, соответствующего приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Департаментом образования и науки ХантыМансийского автономного округа – Югры был разработан План мероприятий по развитию инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023-2025 годы (приказ  ДОиН ХМАО-Югра от 14.12.2023 №10-П-3128 «Об утверждении плана мероприятий по развитию инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023-2025 годы»). На основании этого плана был разработан и утвержден план на муниципальном уровне (приказ Управления образования от 18.03.2024 № 02-03-П-190).

    Эти документы стали отправной точкой в принятии решения разработать и принять к реализации проект «ФТИМ – формирование технического инженерного образования»

    Актуальность проекта заключается в необходимости организовать системную подготовку конкурентоспособных выпускников школы – будущих абитуриентов, нацеленных на выбор профессии инженерно-технической направленности и готовых обучаться в технических вузах.

    Цель проекта: создание развивающей образовательной среды школы, как инструмента эффективного формирования инженерного мышления и технических способностей обучающихся, с использованием сетевого взаимодействия и социального партнерства.

    Задачи:

    1. Создать нормативно-правовую базу для развития инженерной образовательной среды в школе.
    2. Сформировать образовательную среду, позволяющую обеспечить рост качества знаний и успешности по физике, технологии, математике, информатике.
    3. Организовать повышение квалификации педагогических работников с целью повышения инженерно-педагогической компетентности.
    4. Организовать сетевое взаимодействие через сотрудничество с социальными партнерами.
    5. Обеспечить преемственность в профессиональном самоопределении и содержании образования на всех уровнях общего образования с учетом инженерно-технологического направления.

    Школьное инженерное образование – это не только увеличение числа часов для углублённого изучения предметов. Это расширение практического содержания программ для развития навыков инженерной деятельности, отвечающих потребностям будущих работодателей.



    Начальное общее образование

    На уровне начального общего образования у детей активно развивается образное и логическое мышление. В организации учебной и внеурочной деятельности для учащихся данной возрастной категории наиболее значимой является творческая составляющая, которая заставляет ребят думать, она всегда связана с созданием чего-то нового, открытием новых знаний, обнаружением в себе новых возможностей. В нашей школе ребята на уроках используют конструкторы Lego, делают развертки и модели геометрических фигур, оригами, аппликации из бумаги, решают прикладные и наглядно-действенные задачи, тем самым укрепляют положительную самооценку, повышают уровень притязаний и порождают уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.

    На данном этапе обучения велика роль педагога в творческой деятельности учащихся. Он в большей степени становится помощником, организатором, консультантом, оказывающим содействие в познавательной деятельности ребят, это способствует превращению учащегося из объекта обучения в субъект, переходу к само- и взаимообучению и саморазвитию, педагоги помогают ребятам «раскрыться», проявить свои лучшие качества.

    С сентября 2024 года согласно Приказа Департамента образования и науки Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 09.07.2024 года № 10-П-1426 «Об организации деятельности математических кружков в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2024-2026 годах» в школе будет открыт математический кружок в 1 классе (количество учащихся – 20 человек). Данный кружок будет открыт в целях повышения качества математического образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югре и апробации модели подготовки к участию в Всероссийской олимпиаде школьников по математике обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с Планом мероприятий по внедрению Целевой модели развития системы дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2022 - 2024 годах, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2021 года № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования».


    Основное общее образование

    На уровне основного общего образования с сентября 2024 года согласно Приказа Департамента образования и науки Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 09.07.2024 года № 10-П-1426 «Об организации деятельности математических кружков в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2024-2026 годах» в школе будет открыт математический кружок в 5 классе (количество учащихся – 20 человек). Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Главной целью дополнительных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

    Руководствуясь приказом Департамента образования и науки ХантыМансийского автономного округа – Югры от 14.12.2023 №10-П-3128 «Об утверждении плана мероприятий по развитию инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023-2025 годы», приказом Управления образования администрации города Югорска от 18.03.2024 № 02-03-П-190 «Об утверждении плана мероприятий по развитию инженерного образования в городе Югорске на 2024-2025 годы», в целях повышения качества естественно-научного и физико-математического образования, соответствующего приоритетам научно технологического развития Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на параллели 8-х классов с 1 сентября 2024 года будет открыт Инженерный класс. Цель открытия данного класса: дать возможность развить интерес к техническим дисциплинам школьникам разного уровня подготовки. Учебный план составлен в соответствии с ФГОС ООО, ФООП, программы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту, но дополнены специальными курсами, углубленным изучением предметов, связанных с дальнейшим инженерным образованием: математика, физика, внеурочная деятельность по информатике (курсы «3D-моделирование и прототепирование», «Графический дизайн», «Беспилотные летательные системы» и т.п.)

    Набор в 8 «инженерный» класс проходил на конкурсной основе согласно Постановлению Правительства ХМАО-Югры и Положению об инженерных классах. Критерии для приема в «инженерный класс» с углубленным изучением предметов технической направленностью: наличие годовой отметки по математике (алгебра, геометрия, вероятность и статистика), физике «хорошо» или «отлично» за курс 7 класса; наличие отметок «хорошо» или «отлично» по математике за промежуточную аттестацию; наличие документов, подтверждающих достижения за последние 2 года в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах различных уровней (муниципального, регионального, всероссийского, международного) по математике, физике, информатике.

    Также на уровне основного общего образования, а, именно, параллели 9-х классов организовано поточно-групповое изучение учебного предмета «Математика». Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение «Алгебры» выделен дополнительный час из формируемой части учебного плана.

    Важным стимулом к занятию инженерным творчеством на углубленном уровне является подготовка и участие учащихся в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, научных фестивалях различного уровня: от уровня образовательной организации, городского, областного, регионального до всероссийского и международного, так как ребята занимаются научно –исследовательской, проектной и экспериментальной деятельности. Основная цель данных мероприятий не столько соревновательная, сколько мотивирующая, направленная на популяризацию и развитие детского инженерно–технического творчества.


    Среднее общее образование

    На уровне среднего общего образования в 10-11-х классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» реализуются учебные планы трех профилей: технологического, социально-экономического и гуманитарного, которые ориентированы на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.

    С целью подготовки обучающихся к обучению по программам высшего образования в области инженерного дела, технологии и технических наук, а также успешной самореализации в производственной и информационной сферах деятельности, обеспечения вариативности образовательных маршрутов обучающихся организация обучения в двух подгруппах 10А класса и двух подгруппах 11А класса осуществляется по учебному плану технологического профиля (инженерный класс) с углубленным изучением математики (8 часов в неделю), физики (5 часов в неделю) (ф-м) и с углубленным изучением математики (8 часов в неделю), информатики (4 часа в неделю) (и-м).

    Профиль обучения технологический (инженерный) направленности ориентирован на инженерные специальности в области производств, энергетики, строительства, транспорта, космических технологий.

    Профиль обучения технологический (инженерный) направленности (с углубленным изучением математики и информатики) ориентирован на инженерные специальности в области электроники, цифрового инжиниринга, автоматизированных систем, космических технологий.

    В соответствии с ФГОС СОО математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Изучение учебного предмета «Математика» на углубленном уровне СОО продолжается в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика», общий объем - 8 часов в неделю.

    Предметные требования ФРП по математике углубленного уровня обеспечивают достижения высоких образовательных результатов обучающихся по трем основным направлениям: сдача единого государственного экзамена на профильном уровне, реализация обязательной проектной и/или исследовательской деятельности с возможностью выхода на внешнее независимое оценивание, а также участие в олимпиадах не только по математике, но и в национальных технологических олимпиадах с практической инженерной составляющей в финале и в большинстве олимпиад по информатике, криптографии, искусственному интеллекту, спортивному программированию.

    Также в рамках Соглашения с шефским предприятием Комсомольское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» для учащихся 10-11 классов организована социальная практика.

    В настоящее время социально-экономическая обстановка обязывает образовательный процесс в профильных классах сделать более целостным, профессионально направленным не на поступление в конкретный университет, «а на виды деятельности в профессиональной области с учетом изменения региональных рынков труда». Этому способствуют Закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты, обновленные версии которых вышли в 2021-2022 гг., и разработанные на их основе Федеральные образовательные программы среднего общего образования (2022-2023 гг.).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie